Преемственность это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов(ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Стандартизация дошкольного образования заключается в:
— Особенности состояния дошкольного детства в России;
— Совместная деятельность воспитателя и детей;
— Игровые формы образования;
— Отсутствие жесткой регламентации;
— Гендерный подход;
— Универсальность и интеграция;
— Единство требований к выпускнику.
Цель работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой: подготовка детей к обучению в школе в свете требований ФГОС.
Задачи:
Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы;
— Физическое развитие и укрепление здоровья детей;
— Развитие творческих способностей;
— Обеспечение сотрудничества педагогов ДОУ и школы;
— Формирование партнёрских отношений родителей с педагогами и специалистами ДОУ.
Нами были определены три основных направления (в совместной работе) обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
МБДОУ «Детский сад №207» сотрудничает с МОУ СОШ №67. Преемственность детского сада и школы осуществляется через следующие формы взаимодействия:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями школы;
• совместные праздники;
2. Взаимодействие педагогов:
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддвериишкольной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. Интегративные качества ребёнка-дошкольника, которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ.
На протяжении 5 лет детский сад и школа реализуют совместный проект «ЮПИД в едином строю с ЮИД». Отряд ЮИД «Зеленая волна» и команда ЮПИД «Дорожный патруль» вместе проводят акции, участвуют в мероприятиях по ПДД. Школьники передают знания нашим дошкольникам по правилам дорожного движения.
Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.